суббота, 12 мая 2012 г.

Стратегия развития Душанбе на ближайшие 3 года (альтернативный проект)



Данный документ - проект Стратегии интенсификации социально-экономического развития столицы был предоставлен на рассмотрение Председателя города Душанбе в сентябре 2011 года, и в силу ряда объективных причин его рассмотрение там затянулось почти на полгода. Поэтому если кто-то захочет посмотреть, что там предполагалось мной и ряд экспертов, с которыми я советовался, нужно теперь все года сдвигать на один вперед. То есть то что предполагалось сделать в 2012-м году, уже можно начать делать разве что в 2013-м и т.д.
А еще хочу отметить, что данный документ - был лишь поводом показать городским властям, что в гражданском секторе есть много людей которые хотят, могут и знают как улучшить нашу жизнь, стоит лишь растопить лед недоверия и начать привлекать их активно к городскому развитию и управлению. Реально есть еще сотни важных проблем, которые в случае того, если бы и меня включили в такую команду "штаба" стоило бы спросить у населения, через СМИ и социальные сети, нужно привлекать дополнительно креативных и мыслящих людей. Суть проекта - инициировать создание структуры, которая бы позволила сблизить власти с народом и усилить возможности граждан по участию в разработке, принятии и контроле за мерами и проектами, касающихся важнейших аспектов их жизни.
Забегая вперед, скажу, что часть предложенного в проекте за это время начала в какой-то форме реализовываться или стали запускаться некие смежные проекты (как Mometavonem.Tj), к работе в городских структурах стали привлекаться относительно молодые творческие ребята и в целом ряд процессов запущен.
Отрадно, что данная Стратегия не была выброшена в корзину, а был поручена к изучению соответствующим структурам Хукумата и по нему вроде бы готовится положительное решение городской администрации.
Из минусов скажу, что есть риск непринятия главной составляющей проекта - спеццентра или отсутствия у него запрашиваемых полномочий. Думаю также в начале реализации, особенно в первые шесть месяцев будет очень трудно реализовывать первые плановые мероприятия из-за инертности мышления многих действующих чиновников хукумата и наличия у очень большого числа людей, включая ВИП-персон коммерческих интересов в наиболее проблемных зонах жизни столицы.
Хотелось бы выслушать рецензии пользователей сетей по поводу этого документа и конечно реальные предложения, которые бы могли дополнить эту стратегию (включая реалистичные и полезные проекты существующих бизнес и некоммерческих структур).      

ПРОЕКТ
Стратегии интенсивного
социально-экономического развития
города Душанбе на 2012-2015 годы


Гражданская инициатива
Центра политического анализа «Контент»
к 20-летию Независимости Республики Таджикистан
и в рамках акции «900 дней благоустройства столицы»


Предыстория

Город Душанбе – одна из самых молодых столиц в странах СНГ. Это современный город с четко выраженным евро-«советским» стилем архитектуры, но полностью с восточно-азиатским населением до последнего времени являлся одним из самых красивых городов СССР и Евразии. Это объективная оценка, неоднократно отраженная в отзывах иностранных гостей и туристов из соседних республик, оставленных в различных памятных книгах того времени и сегодня - на форумах в сети Интернет.
Однако развал Союза и начавшаяся в Таджикистане гражданская война отбросили страну в своем развитие на многие десятки лет назад, и столица также испытала серьезное негативное воздействие той трагедии. Хотя в середине 90-х годов удалось избежать широкомасштабных военных действий в Душанбе и абсолютная часть строений и памятников архитектуры не пострадали, последующий затяжной экономический кризис привел к серьезной деградации социально-экономической инфраструктуры города, обветшанию жилого фонда, выхода из строя магистральных и междомовых дорог.
Наибольшим ущербом Душанбе как главному городу суверенного государства, как культурного, исторического и социально-экономического центра республики было нанесено из-за значительного падения уровня городской культуры среди местного населения, претерпевшего значительную ротацию за последние 10-15 лет.
По неофициальным данным, около 2/3 населения Душанбе 80-х годов (в основном представленное разными национальностями Союза и местными уроженцами из числа таджиков) покинули столицу в период с 1991 по 2001 годы, а их место заняли выходцы из различных регионов страны. Новая волна поселенцев, внутренние мигранты за счет численного превышения над городским «костяком», способствовали де-урбанизации столицы и изменению городского менталитета Душанбе.
Сегодня, по разным субъективным и объективным причинам, совокупно Душанбе (не считая «протокольные трассы» и отдельные микроучастки столицы) не соответствует городу современного мирового образца, а население столицы не является городским. Социально-экономические проблемы в Душанбе носят системный затяжной характер и наш город сложно считать комфортным для постоянного проживания.
  
I. Цель Стратегии

Данная Стратегия призвана обеспечить правительство города Душанбе необходимым консалтинговым материалом, включающим план возможных работ и мероприятий, а также конкретные практические инструменты воздействия на социально-экономическую и культурную среду столицы. Данный документ призван помочь властям превратить Душанбе в город, отвечающий современным основным мировым стандартам.

II.    Задачи

Принимая во внимание масштабы проекта и влияние многих внешних факторов, для достижения поставленной цели предлагается определить три уровня задач:

А) долгосрочные
Б) тактические

А. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЗАДАЧИ

К долгосрочным задачам в нашем случае можно отнести такие меры и активности, которая бы создали все условия для необратимости процесса демократических, демографических и социально-экономических реформ, которые бы неизменно привели к поставленной цели – созданию города мира, стабильности, благосостояния и комфорта. Срок реализации этой группы задач – 800-900 дней.

В качестве таких задач предлагаем определить следующее:
1. Создание и внедрение в Душанбе механизма активного взаимодействия по вертикали «власть-общество» через развитие реального социального партнерства.
2. Укрепление общественной безопасности и политической стабильности, включение общества в процесс миростроительства.
3. Укрепление продовольственной независимости и безопасности столицы за счет развития собственной аграрной и перерабатывающей базы и сотрудничества с регионами.
4. Создание и внедрение механизма развития малого и среднего бизнеса, повышения налогооблагаемой базы.
5. Создание условий для «бума микроинвестиций» в Душанбе
6. Развитие механизма трансформации мышления общества в сторону развития общемировой культуры и этикета, патриотизма, изучения истории Душанбе, особенностей городского сосуществования – воспитание городского менталитета.
7. Развитие гражданских, общественных, махаллинских инициатив, института «самопомощи».
8. Обеспечение контроля над медиа-пространством и развитие инструментов информационного воздействия на общественность.
9. Повышение числа привлекаемых грантовых программ, направленных на социальное развитие.
10. Создание уникальных особенностей Душанбе, его отличительных черт в рамках страны и на мировой арене.

Б. ТАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Краткосрочные тактические задачи рассчитаны на конкретные сроки и состоят из реалистичных мероприятий, рассчитанных на решение текущих проблем и создания постоянного процесса заданных изменений. Срок реализации каждой задачи варьируется от 90 до 180 дней.
Учитывая, что социально-экономическое и культурное развитие, те цели, которые мы ставим перед собой, носят глобальный масштабный характер, и охватывают большие группы населения, требуют значительных финансовых расходов и большого кадрового потенциала, предлагаем разбить краткосрочные задачи по отраслевому принципу.

1) Политические вопросы
В эту группу задач относятся все те, что формируют идеологию реформ и воздействуют на мышление жителей и гостей столицы. Это мероприятия, которые позволяют развивать внутренние возможности, потенциал правительства и общества, и которые позволяют правительству города получить все инструменты для эффективного управления, в первую очередь реальные социологические данные и «обратную связь».
К данной группе относятся такие направления, как:
- создание специализированной службы социологических опросов и измерения общественного мнения при Правительстве Душанбе;
- создание молодежных инициатив в поддержку реформ;
- создание механизма задействования независимых СМИ для активизации реформ в правительстве города;
- создание «общественных приемных» и использование современных IT-технологий для получения объективной, не цензурируемой «обратной связи» с населением
- создание Общественного консультативного совета при правительстве Душанбе;
- интенсификация отношений с городами-побратимами, развитие отношения с таджикскими диаспорами за рубежом;
- проведение регулярных консультативных встреч с донорами и учреждение ежегодного «Форума развития человека» в столице;
- создание механизмов «общественного контроля» на местах;
- развитие и поощрение проектов по сбору предложений и инициатив горожан
- реализация комплекса мер по повышению политических, правовых, исторических, культурных и цивилизационных знаний жителей столицы;
- профилактика религиозного фанатизма и экстремизма, формирование толерантности между светским и религиозным образом жизни;
- создание сети центров и курсов бесплатного обучения государственному языку;
- разработка механизма улучшения коммуникативных процессов в махаллях;
- реформа нормативно-правовой базы;
- усиление контроля за эффективностью реализуемых решений председателя Душанбе;
- разработка и внедрение единой идеологической основы для развития личности в среде населения столицы.

2) Экономические вопросы
Вторая группа охватывает задачи, которые должны улучшить экономическое положение населения столицы и создать основы для экономического роста и показателей ВВП, собираемости налогов и т.п. Здесь стоит отметить, что за последнее время в городе было предпринято много различных действий и решений со стороны исполнительной власти, которые подрывают основы инвестиционной привлекательности. Вероятно, требуются новые неординарные подходы и также более внимательное отношение к рекомендациям международных донорских структур.
К экономическим краткосрочным задачам можно отнести следующее:
- реанимация службы защиты малого и среднего бизнеса, поддержки предпринимательства;
- реформа нормативной базы с целью упрощения различных процедур
- создание специализированного Антикоррупционного совета при председателе города Душанбе;
- поддержка производства сельскохозяйственной продукции на близлежащих территориях столицы и осуществление прямых контактов с производителями в регионах;
- развитие местного рынка микрофинансовых услуг;
- создание механизма внутреннего займа правительства столицы, а также развитие «социальных лотерей»;
- создание и внедрение механизма столичной ипотеки и ипотечного кредитования, а также паевого строительства под гарантии правительства столицы (программа «Доступное жилье»);
- создание механизма, поддержка проектов по интенсивному развитию альтернативных источников производства энергии и тепла

3) Социальные вопросы
Наиболее важной является группа социальных задач, которая сопряжена со всеми остальными группами и которая являлась наиболее остро проблемной в любые периоды развития столицы. Говорить о решении всех социальных проблем в столице за указанный период бессмысленно и в данном случае стоит ставить себе целью лишь значительное смягчение остроты проблемы и перевод ее из «хронически-политической» в «обычно-бытовую». «Социалка» требует повышенного внимания руководства города и контроля со стороны правительства, так как определяет настроения в обществе и определяет весь ход задуманных реформ.
В этом направлении следует сделать:
- завершение процесса создания ТСЖ и иных форм самоуправления домохозяйств;
- реализация пилотных проектов приватизации в секторе ЖКХ столицы;
- разработка единой программы сбора и утилизации мусора и его вторичная переработка;
-  усиление принципа «социальной ответственности» крупных компаний и корпораций;
- создание групп экстренного реагирования на возникновения крупных очагов социальной недостаточности (экстренные бригады водовозов, доставки сжиженного газа или мобильных электрогенераторов, палаток и горячего питания);
- создание «горячих линий» и «народных контролеров» работы жилищно-коммунальных служб;
- создание и реализация единой концепции озеленения и благоустройства города, программа «Тотальные газоны»;
- создание действенного механизма контроля частоты и качества пассажирских перевозок и уровня обслуживания в аэропорту г. Душанбе (совместно с МАД «Душанбе»), создание там автоматизированных платных стоянок и информационных систем;
- снижение численности постов и рейдов ГАИ, «Вохиди махсус» и увеличение рейдов транспортной инспекции и общественных контролеров;
- развитие наглядной и медиа-агитации о городском образе жизни, о правах и обязанностях горожан, проведение конкурсов среди СМИ на поиск и выявление недостатков в социальной сфере;
-  создание и внедрение школьных и университетских программ по энергосберегающим технологиям, городскому стилю жизни, здоровому образу жизни и т.п.
- развитие детских мини-библиотек, специального детского сайта академических знаний и образовательных программ города Душанбе на таджикском языке;
- привлечение международных донорских структур, местных общественных организаций  к реализации реформ в области ЖКХ и транспорта на уровне технической помощи и эдвокаси и внедрения в массы;
- реанимация программы раннего выявления заболеваний через периодичное комплексное обследование учащихся в образовательных учреждениях, а также сотрудников бюджетных и внебюджетных учреждений;
- создание грантовой программы замены лифтов в старых высокоэтажных домах столицы;
- содействие созданию альтернативной частной системы «скорой медицинской помощи»;
- ежеквартальный мониторинг состояния дорог и их «заплаточная» реабилитация;
- развитие велосипедного транспорта и велопрокатов, поддержка проектов по штамповке и сборке велосипедов в Душанбе или поблизости.

4) Культура, досуг, спорт, туризм
К четвертой группе задач относятся те направления, которые не являются первостепенными в повседневной жизни горожан, но без которых статус города, а тем более столицы невозможен. Стоит отметить, что именно по возрождению и развитию этой группы вопросов общественность ощущает уровень политической стабильности и мира в государстве и успешность власти. При должном подходе к этим направлениям, они способны оказать существенное благотворное влияние на предыдущие группы задач и могут обойтись городскому бюджету с минимальными затратами или даже бесплатно.
Что предстоит сделать в краткосрочной перспективе:
- создание механизма повышения общественного интереса к театральному искусству, коммерциализация театров;
- развитие сети современных мини-кинотеатров и исполнительских площадок;
- запуск столичного музыкально-развлекательного телеканала типа Ru.Tv
- создание пилотных «Зон детско-юношеского творчества»;
- реанимация летних лагерей при средне образовательных школах столицы;
- восстановление  спортивных залов при школах и иных учреждениях;
- восстановление детских летних плавательных бассейнов в жилых дворах;
- создание серии платных и бесплатных детских игровых площадок;
- создание школы-интерната по подготовке юных футболистов и школы-интерната по подготовке борцов;
- создание и реализация программы культурного воспитания «Насихат» - внешкольный час от поколения поколению;
- поддержка молодых талантов и исполнителей, проведение фестивалей юного творчества;
- поддержка создания галерей прикладного искусства, торговых точек по продаже картин, сувениров, изделий ручной работы, поддержка народного творчества;
- создание и установка в общественных местах скульптур известных таджикских деятелей, людей искусства и героев произведений из металла и камня, а также абстрактных фигур, проведение конкурсов среди молодых скульпторов;
- создание собственной «Аллеи Славы» (закладка «звезд» в тротуар по типу Голливуда);
- создание «Парка мировых культур» при поддержке иностранных посольств;
- создание Аквапарка и мобильных мини-аквапарков на территории жилых массивов в летний период;
- по согласованию с администрациями близлежащих районов с зонами отдыха – Варзоб, Ромит, Каратаг и Нурек – обеспечение бесплатного или недорогого часто курсирующего общественного транспорта со столицей;
- приглашение и обмен визитами иностранных театральных и классических исполнителей в рамках программы «Театральный караван»;
- поддержка курсов и школ таджикского фольклорного традиционного искусства, танца, одежды, песни и музыки;
- открытие постоянно действующего Дома показа современной мировой и таджикской моды;
- реконструкция Зоопарка и внедрение новой системы его финансовой деятельности;
- активизация мероприятий и шоу в Цирке;
- создание Фонда поддержки одаренных детей столицы;
- развитие механизма меценатства и благотворительности, проведение специальных приемов и балов, благотворительных аукционов, телемарафонов для целей благотворительности;
- создание специальных праздников Города или специфических праздников для разных категорий граждан – пенсионеров, волонтерства, ответственных родителей и т.п.;
- создание Музея истории Душанбе, а также иных тематических мини-музеев;
- поддержка и создание конкурсов типа «А, ну-ка, девушки», конкурс «Гладиаторов-Пахлавонов» (преодоления препятствий), создание разных массовых шоу, карнавалов, необычных конкурсов, типа: «гонки на самокатах», «толкание автомобиля», изготовления «самой большой манту», попадание в Книгу рекордов Гиннеса и т.п.

III.  Инструментарий для реализации Стратегии

Для успешного достижения целей Стратегии развития Душанбе потребуется достаточный набор инструментов, которые уже есть или которые нужно будет изыскать.

  1. Профессиональные кадры и волонтеры
  2. Единая система менеджмента и Генеральный план работ, разбитый на тысячи точечных микро-планов
  3. Высококачественное техническое и транспортное обеспечение «Штаба по реализации Стратегии»
  4. Высокий уровень независимости принимаемых решений и постоянный доступ к руководству правительства (подчиненность напрямую председателю города)
  5. «Бюджет развития» за счет пропорционального секвестирования бюджетов городских статей расходов
Кадры
Как говорил великий стратег Сталин: «Кадры решают всё!». В настоящее время многие проблемы Душанбе связаны именно с ухудшением уровня профессионализма кадров на всех уровнях. Однако, цели Стратегии и период, отведенный под ее реализацию, не позволяют сосредотачивать все внимание на работу с кадрами. Это общая системная проблема всего государства и системы образования, кадрового отбора.
Непосредственно для успешной реализации задач Стратегии потребуются высокопрофессиональные кадры «здесь и сейчас», которые должны будут составить костяк «Центра развития» при Правительстве столицы.
По предварительным данным потребуется порядка 20-30 профессионалов, из которых:
- 10 человек – это люди, обладающие навыками менеджмента, маркетинга и управления персоналом, а также:
- люди, разбирающиеся в финансах и банковской системе
- искусствоведы и деятели культуры
- юристы и правоведы
- инженера, технологи
- политологи и социологи
-  известные журналисты-редактора
- бывшие сотрудники международных организаций
- шоумены, представители продюсерских групп
- строители, архитекторы
- бывшие сотрудники МЧС или силовых структур
- общественных деятелей, авторитеты из третьего сектора
- переводчики таджикского и английского языка
- IT-специалисты и операторы связи (call-center)
- секретарь и наборщица текстов

Подбор команды «Центра развития» должен осуществлять непосредственно Начальник Центра, утверждаемый Председателем города.
Менеджеры в качестве «руководителей направлений» должны будут участвовать в групповых обсуждениях («мозговом штурме») и реализовывать политику Начальника Центра по закрепленным направлениям, работая непосредственно на местах, набирая свои команды волонтеров, активизируя общественность для достижения поставленных перед ними целей.
Эти менеджеры также будут вести активные консультации, координировать свою работу с руководителями соответствующих их направлениям подразделений правительства и хозяйствующих субъектов города.
Остальные специалисты, подбираемые по профессиональном признаку, необходимы для оказания действенной консультативной помощи Начальнику Центра для принятия верных и наиболее эффективных решений в соответствующих областях, для подбора качественных кадров и непосредственного участия в реализации проектов и решений.

Совокупно «Штабу» потребуются также порядка 100-150 волонтеров из числа студентов ВУЗов столицы, профессионалов, находящихся на пенсии и сотрудников общественных организаций.

Стоит отметить, что фактически эта группа людей станет неким новым «мозжечком» в системе управления города, то есть Председатель Города получит команду, которая сможет интегрироваться во все городские подразделения, чтобы подтолкнуть со своей стороны их к реформам и дать точную информацию «Главному» о существующих недостатках на их уровне, требующих исправления. На практике этот «центр развития» не заменит существующую структуру правительства, а лишь акцентирует внимание всех подразделений на приоритетных направлениях и проектах и проконтролирует их успешную реализацию.

Менеджеры Центра проведут работу по подбору волонтеров, которые должны будут помогать на добровольных началах центру и его специалистам в различных практических случаях реализации задач.

Система менеджмента и планирование

Для реализации всех поставленных задач потребуется использовать по сути военную схему управления – «штаб» во главе с «генералом» и назначением «командующих фронтами» и определением численности задействуемых по фронтам помощников и волонтеров, а также планов по каждому конкретному проекту, пункту задач, с определением сроков исполнения, количественных и качественных результатов, и реальных индикаторов успешности реализации.
Будет определено ориентировочно 100-150 точечных целей «поражения» по которым перед «фронтами» будет поставлена задача добиться безусловной победы. Только выигрыш по всем позициям сможет привести общей генеральной победе.
Для эффективности работы «штаба» здесь еженедельно будут проводиться «мозговые атаки» по проблемам для поиска наиболее эффективных решений и способов их реализации.
В штабе будет организовано круглосуточное дежурство.
Учитывая, что основная ноша реализации идей ляжет на соответствующие управления и отделы правительства города, планируется проведение совместных консультативных совещаний менеджеров штаба и управлений Правительства города для выработки единой системы работы и достижения результата, своеобразные «сквозные совещания».
Каждый план работ по решению той или иной задач (возможно группа планов) будут утверждаться Председателем Города для безусловного их исполнения со стороны соответствующих городских структур.
«Центр развития» со своей стороны выступит разработчиком проектов, реализатором и/или контролером их исполняемости от имени Председателя столицы городскими структурами.

Техническое и транспортное обеспечение

Работа центра в режиме полувоенного «штаба» обуславливает необходимость создания максимального обеспечения команды всеми техническими, транспортными и прочими средствами для непрерывной работы. Потенциально потребуется:
- 5-6 кабинетов в здании правительства Душанбе или в одном из бизнес-центров столицы
- интернет связь DSL не менее 1 Мбс
- 10 ноутбуков
- 2 компьютерных сервера
- 3-4 МФУ (принтер, копир, сканер)
- 5-6 единиц 3G-модема и предоплаченный трафик
- Wi-Fi сеть
- 1 видеопроектор
- 1 экран для видеопроектора
- 10 цифровых фотоаппаратов
- 10 цифровых диктофонов
- 2-3 бытовые цифровые видеокамеры
- 15 офисных столов
- один большой круглый (овальный) стол
- 35-40 стульев
- 10 канцелярских шкафов
- канцтовары и офисная бумага (200-300 пачек)
- 5-6 информационных досок (флип-чарт)
- 3-4 устройств нагрева/охлаждения бутылированной воды
- 5-6 бывших в употреблении  автомашин (предпочтительнее внедорожники, например Niva Chevrolet или Toyota Runner и/или микроавтобусы Hyundai Starex)
- топливо для машин (1 тонна/месяц)
- 4-5 временных квартир под служебное жилье для иногородних специалистов
- безлимитная корпоративная сотовая связь на 40-50 sim-карт
- недорогие сотовые телефоны – 40-50 штук
  
Независимость принимаемых решений

Достижение успеха возможно лишь при полной независимости работы Центра и принимаемых им (советом менеджеров) решений. В противном случае мы получим еще одну не нужную бюрократическую дублирующую существующие структуру, и цели Стратегии останутся нереализованными.
То есть статус Центра должен быть изначально закреплен таким образом, чтобы никто из городских структур, включая даже руководителей управлений и отделов Правительства города (за исключением, вероятно, специально закрепленного заместителя Председателя - «куратора») не имел прав вмешиваться в работу центра, влиять на его решения и уклоняться от исполнения разработанных задач и проектов, если они ПРОШЛИ согласование у Председателя Города.
Более того, для усиления оперативных возможностей и функциональных способностей, Начальник Центра должен иметь возможность регулярного (не менее одного раза в месяц) непосредственного контакта на уровне деловых встреч и совещаний с Председателем Города для утверждения проектов и предоставления отчетности о сделанной работе.

«Бюджет развития»
Многие из уже предлагаемых нами проектов и идей по улучшению социально-экономического и культурного положения столицы потребуют определенных расходов из городского бюджета.
Центр будет стремиться к разработкам таких проектов и планов, чтобы обходиться минимальными расходами, и изыскивать иные внебюджетные фонды, однако в ряде случаев прямое финансирование из столичного бюджета будет неизбежно (вероятно через соответствующие подразделения, которым с начала года выделяются бюджеты на такие цели).
В этой связи, возможно, потребуется определенная воля и инициатива руководства города и столичных депутатов для определенного перекраивания городского бюджета в пользу новых и приоритетных проектов.
В любом случае мы рекомендуем уже с первого года реализации Стратегии предусмотреть формирование в рамках городского бюджета специальной статьи - «Бюджет развития», который бы можно было расходовать на специфические задачи, определяемые Стратегией без ожидания финансирования по обычному графику и порядку.
Финансирование проектов в рамках Стратегии развития должны реализовываться максимально в  положенный срок и в необходимом объеме, иначе вся эта работа потеряет смысл и эффективность.
Говорить об объемах необходимого бюджета пока рано, но уже можно предположить, что речь может идти о 5-10 млн. долларов в год. Мы считаем, что данные средства можно получить путем займа у населения и через проведение различных финансовых мероприятий (лотереи, паевые инвестиции), а также за счет внешней донорской помощи.

IV. Индикаторы победы

Для определения успешности работ по развитию города в рамках данной Стратегии, необходимо предусмотреть индикаторы результативных исходов, чтобы по достижению определенных этапов программы иметь возможность сравнивать с проделанной работой.

В настоящее время, можно предположить, что успехом разработанной Стратегии станет достижение следующих показателей:

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

В 2012 ГОДУ
- Создание постоянно действующей Службы соцопросов и измерения рейтинга общественного доверия в системе правительства города;
- Общий отчет результатов изучения общественного мнения о доверии городским структурам (на 5 тыс. человек) за 2011 год
- Поквартальный отчет результатов изучения общественного мнения о доверии руководству города (на 1 тыс. человек)
- Поквартальный отчет результатов опроса по ситуации на транспорте (на 1 тыс. человек)
- Общий отчет результатов опроса по ситуации с энергообеспечением (на 5 тыс. человек) – зимой 2011/2012
- Общий отчет результатов опроса среди представителей малого и среднего бизнеса (на 5 тыс. человек) – до конца 2011
- Общий отчет результатов опроса по ситуации на транспорте (на 5 тыс. человек) – до конца 2011
- Общий отчет результатов опроса по ситуации в образовании (на 5 тыс. человек) – до конца 2011
- Общий отчет результатов опроса по ситуации в здравоохранении (на 5 тыс. человек) – до конца 2011 и другие.

- Общественный Консультативный Совет при Председателе Душанбе;
- Проведение ежеквартальных встреч членов Совета с Председателем города с выработкой решений по наиболее проблемным вопросам жизнедеятельности столицы (на основе данных опросов мнения и анализа структуры обращений граждан);
- Создание сайта Консультативного совета и информирование общества о способах прямого обращения к членам совета;
- Проведение поквартальных совещаний членов совета и начальника Центра реализации стратегии

- Комиссия СМИ по содействию развитию столицы;
- Проведение помесячных встреч членов комиссии с Председателем города с выработкой решений по наиболее проблемным вопросам информационного освещения деятельности Правительства столицы, недостатков в жизни города и проблем в сфере СМИ;
- Организация серии тематических публикаций в прессе и репортажей на радио и ТВ: «О статусе столицы», «О чистоте», «О борьбе с коррупцией», «Активизация молодежи» и др;
- Проведение помесячных совещаний членов комиссии и Начальника Центра реализации стратегии

- Создание «общественных приемных» по жалобам и предложения жителей столицы;
- Создание общественных приемных в районах Сино, Шохмансур, Сомони и Фирдавси, а также в международном аэропорту Душанбе;
- Создание Единого call-center по приему жалоб и предложений жителей города и гостей столицы по телефону и он-лайн (при Штабе центра);
- Создание Единого аналитического центра по обработке и структуризации данных от «общественных приемных» (при Штабе центра)

- Создание сайта «Мой Душанбе» с презентацией Стратегии, хода ее исполнения и организации обратной связи с руководством города и городских структур;
- Создание многофункционального интерактивного сайта www.my-dushanbe.tj на таджикском, английском и русском языках и его спутников в социальных сетях Facebook.com, Twitter.com, Vkontakte.Ru, Mail.ru, Odnoklassniki.ru
- Проведение полугодовых онлайн-конференций Председателя города с пользователями таджикского сегмента Интернет на сайте;
- Проведение помесячных онлайн-конференций руководителей городских структур с пользователями таджикского сегмента Интернет на сайте;

- Создание сайта «Туристический Душанбе» на таджикском, английском и русском языках с презентацией туристических, культурных, исторических и других особенностей столицы для потенциальных туристов и иностранных гостей;
- Создание многофункционального интерактивного сайта www.VisitDushanbe.tj и его спутников в социальных сетях Facebook.com, Twitter.com, Vkontakte.Ru, Mail.ru, Odnoklassniki.ru
- Создание онлайн туристической карты столицы на сайте с основными достопримечательностями и инфраструктурой;
- Создание Единой системы бронирования мест в отелях или аренды жилья, приобретения авиабилетов и анонсов культурных и экономических мероприятий в городе;
- Осуществление рекламно-маркетинговых мероприятий (основанной на «вирусной рекламе» и direct-mail) по продвижению этого сайта на мировых интернет-площадках, в социальных сетях и онлайн-СМИ

- Реализация подготовительных мер по переводу официального документооборота в столице в электронный формат;
- Создание форума IT-специалистов по обсуждению и выработке механизмов поэтапного перевода официального документооборота в городе Душанбе на электронный формат, проведение ежеквартальных круглых столов и создание рабочих групп;
- Содействие расширению хостинговых и коммуникационных возможностей Интернет-среды столицы;
- Содействие развитию «домашнего Интернета», обеспечение всех бюджетных структур и органов власти высокоскоростным Интернетом;
- Содействие развитию пиринговой сети и расширения покрытия столицы оптоволоконным соединением;
- Внедрение «электронного билета» в системе авиа и ЖД-сообщений;
- Создание при каждой крупной городской структуре «кабинетов IT-ликбеза».

- Реализация дружеских проектов с участием городов-побратимов или дружеских государств;
- Проведение Фестиваля «таджикской кухни» в городе Боулдере (США) с презентацией туристических и деловых возможностей Душанбе;
- Открытие фирменных магазинов сувенирной продукции Душанбе в С-Петербурге и С-Петербурга в Душанбе;
- Создание «Индийской рощи» в Душанбе (при поддержке посольства Индии) или «Парка бонсай» (при поддержке посольства Китая);
- Посещение 200 детей-сирот из интернатов столицы Стамбула или Антальи (при поддержке администрации Стамбула и Turkish Airlines)

- Национальный «Форум развития человека» с участием донорского сообщества;
- Проведение Донорской встречи иностранных посольств и международных организаций с руководством города Душанбе и Центра развития;
- Презентация Стратегии развития и определение направлений сотрудничества  донорской поддержки отдельных направлений.
- Проведение телемарафона по сбору пожертвований в пользу проектов поддержки уязвимых лиц (детдомов, интернатов, профилактика наркомании и т.п)

- Создание 20 стационарных точек приема письменных предложений граждан;
- Установка прозрачных урн по сбору жалоб и предложений горожан к администрации города в районе крупных рынков, университетов и  в местах общественных гуляний;
- Еженедельная обработка писем в аналитическом центре штаба;
- Создание базы данных жалоб и обращений и поквартальных статистических отчетов;

- Конкурс на лучшее рационализаторское предложение по решению городских проблем;
- Проведение конкурса рационализаторов с ценными вещевыми призами – автомобиль, ноутбуки, фотокамеры и др.
- Анализ полученных предложений и их частичное внедрение в жизнь;
- Реклама наиболее полезных и недорогих предложений их авторов через СМИ;
- Субсидии или льготы частным компаниям, изъявившим желание реализации проектов по отобранным Правительством города рационализаторским предложениям коммерческой направленности, но с социальной пользой

- Издание пособия по правам жителя города Душанбе (10 тыс. экз);
- Разработка и издание на таджикском и русском языках пособия по основным правам и обязанностям жителя столицы, включая такие вопросы, как отношения с органами власти, с милицией, отношения между собственниками жилья и др. (с цитированием нормативно-правовых актов);
- Бесплатная раздача пособия среди работников бюджетных организаций и студентов ВУЗов;
- Проведение 1 лекции по культуре и этикету в ВУЗах каждый месяц.

- Издание иллюстрированного пособия для школ о культуре и этикете для разных возрастных групп (суммарно 50 тыс. экз);
- Разработка и издание на таджикском и русском языках пособия по основным нормам общественного поведения в городе, мировому этикету, мировой и исламской культуры, межличностных отношений, уважения к родителям, к женщине и т.п.;
- Бесплатная раздача пособия среди школьников старших и средних классов школ столицы;
- Проведение 1 урока по культуре и этикету в школах каждый месяц.

- Выпуск постеров-наклеек патриотической тематики ( суммарно 10 тыс. экз);
- Разработка тематики, дизайна патриотических постеров-наклеек на таджикском и русском языках и их печать;
- Распространение постеров в бюджетных организациях, в публичных местах, в ВУЗах и наклейка на общественном транспорте.

- Создание телесериала о городе Душанбе, его истории, городской жизни и городском этикете по центральному ТВ;
- Разработка сценария и съемка (заказ) телесериала до 20-30 серий об истории города Душанбе с образовательными элементами воспитания городской культуры и этикета.
- Показ сериала по ТВТ

- Открытие курсов по обучению государственному языку;
- Создание 9 кабинетов-классов бесплатного обучения основам таджикского языка для «русскоязычных» лиц (по записи) на базе средних школ столицы с приглашенными учителями, а также 1 такой кабинет в здании Газетно-журнального комплекса для журналистов.

- Разработка «идеологического стержня» для усиления единства народностей, проживающих в Душанбе.
- Закладка Аллеи Дружбы народов (мостовая с изображением национальных символов народов, проживающих в стране)

К 2013 ГОДУ

- Проведение Форума Европейских и Азиатских Медиа (РИА Новости) в Душанбе

- Инвестиционный Форум с участием предпринимателей-соотечественников из-за рубежа;
- Приглашение и бесплатное размещение в стране на дни форума известных предпринимателей и госдеятелей разных стран мира из числа этнических таджиков или бывших жителей республики на обсуждение перспективных инвестиционных проектов в РТ и в Душанбе.
- Разработка «хукуматовских» 100 перспективных мини и средних проектов, рассчитанных на создание массовых рабочих мест и решение социальных проблем в обществе. Предложение проектов инвесторам с гарантией политической поддержки со стороны Правительства Душанбе.

- 5-6 новых проектов, реализованных в Душанбе с участием городов-побратимов;

- Международный «Форум развития человека» с участием донорского сообщества
- Проведение Международной Донорской встречи стран Центральной и Южной Азии, СНГ и международных финансовых институтов и агентств помощи для определения потребностей региона и путей их решения;

- Создание молодежного движения численностью до 1 тыс. активистов
- Организация нового молодежного движения на основе таджикского сегмента социальной сети Facebook по содействию власти в решении социально-экономических проблем наподобие «тимуровского движения» или «комсомола» времен Союза;
- Создание первого Facebook-клуба в СНГ, проведение активистами клуба серии благотворительных акций;
- Проведение совместных заседаний руководства движения с руководителями Центра развития, согласование проектов в которых задействуются активисты-волонтеры молодежного движения.

- Школа волонтерства, развитие числа постоянных волонтеров до 1000 человек
- Организация на базе существующих общественных организациях (НПО) работающих с волонтерами Школы развития волонтерства для лиц от 15 до 55 лет для вовлечения незанятых лиц в общественную деятельность;
- Создание Городского Центра волонтерства;
- Проведение серии акций поддержки мероприятий столицы при поддержке безвозмедного вклада со стороны волонтеров.

- Создание городской сети общества «Народный контроль»
- Организация общества защиты потребительских прав «Народный контроль», организация тесного сотрудничества общества с агентством «Таджикстандарт», налоговым комитетом и антикоррупцией;
- Привлечение активистов общественности в народный контроль и начало проверок качества услуг и продукции в столице;

- 50 точек приема письменных предложений граждан
- Расширение числа урн по приему жалоб и обращений граждан в каждом из микрорайонов города

- Конкурсы на лучшее рационализаторское предложение по решению городских проблем и ноу—хау

- Активизация Антикоррупционного совета при Председателе города.
- Привлечение в Совет экспертов бизнес-ассоциаций и юристов для проведения анализа нормативно-правовой базы в столице на предмет наличия среды для коррупции;
- Привлечение СМИ и общественных организаций в сотрудничестве с правоохранительными органами к акциям по выявлению вопиющих фактов коррупции и их разоблачению;
- Проведение серии акций поддержки мероприятий столицы при поддержке безвозмедного вклада со стороны волонтеров.
  
В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

В 2012 ГОДУ
- создание Комиссии по защите малого и среднего бизнеса;
- Реанимация органа по защите интересов малого и среднего бизнеса с участием экспертов бизнес-ассоциаций и правозащитных структур при Правительстве Душанбе;
- Регулярная работа по снижению административных барьеров и давления со стороны контролирующих органов, повышению прозрачности госзакупок;
- Открытие информационной консультативной линии (телефон и Интернет) для правовой и экспертной поддержки малого предпринимательства.

- Ряд первоочередных мер по снижению барьеров для бизнеса;
- Выявление на основе социальных опросов основных потребностей и проблем в деятельности представителей малого и среднего бизнеса и выработка первоочередных мер по разрешению этих проблем и потребностей;

- Снижение ценового напряжения на рынках перед праздниками за счет «превентивных ярмарок»;
- Организация понедельных подвижных микро-ярмарок (3-4 грузовые машины) с реализацией продуктов питания первой необходимости, овощей и фруктов, мяса в жилых кварталах столицы;
- Содействие сельхозпроизводителям из соседних регионов столицы в проведении ежемесячных ярмарок с бесплатным размещением на торговых площадях города накануне и в дни крупных государственных или календарных праздников и их поощрение;

- Создание в столице Единой сети социальных продуктовых магазинов и аптек;
- Содействие городским предпринимателям в открытии Единой сети социальных продуктовых магазинов с минимальной торговой наценкой по ценам доступным малоимущим слоям населения;
- Содействие открытия Единой сети социальных аптек;

- Учреждение первой Социальной лотереи города Душанбе;
- Регистрация и проведение ежемесячной Социальной денежно-вещевой лотереи Правительства города с направлением дохода в «Бюджет развития» с транслированием по гостелеканалу (с выставлением в качестве приза, в том числе, новых квартир в столице в строящихся или проектируемых домах)

- Реализация пилотной программы перехода на солнечную энергию (5-6 школ и больниц).
- Бюджетная поддержка приобретения и установки в пилотных школах и больницах города (или заказ на производство внутри страны) солнечных панелей и нагревателей воды суммарной общей мощностью 30-40 Квт на один объект

В 2013 ГОДУ

- Ликвидация основных барьеров в столичном предпринимательстве;

- Создание Душанбинского городского фонда микрокредитования мини-производства, агробизнеса и ноу-хау;
- Создание за счет доходов лотереи, займов, бюджетных средств и донорской поддержки Фонда льготного микрокредитования инвестиционных и венчурных проектов, направленных в первую очередь на реализацию социальных проблем, утилизацию отходов и вторичную переработку, производство продовольствия и современных технологий – размером кредитов от 1 до 5 тыс. долларов под 6%-10% годовых или на грантовой основе.

- Выпуск выигрышных займов Правительства Душанбе;

- Запуск трех видов социальных лотерей – мгновенные, ТВ-лото и SMS-лотереи
- Регистрация и запуск серии мгновенных денежно-вещевых лотерей для пополнения бюджета развития;
- Регистрация и запуск совместно с одним из телеканалов столицы или госканала еженедельную ТВ-лотерею по принципу «Русского лото» для пополнения бюджета развития;
- Регистрация и запуск совместно с одним из контент-провайдеров или операторами мобильной связи ежемесячной социальной SMS-лотереи для пополнения бюджета развития.

- Создание программы «Доступное жилье»
- Содействие (бюджетная поддержка или льготы) для строительства на окраинах Душанбе малобюджетных высокоэтажных жилых массивов с небольшой площадью жилья – 25-35 кв. м на одну квартиру для нужд специалистов и молодых семей
- Разработка и реализация в рамках программы «Доступное жилье» ипотечной линии для трудовых мигрантов и их семей по паевому инвестированию строительства будущего недорого жилья под гарантии Правительства Душанбе.

- Реализация проекта по переводу госучреждений на альтернативные источники энергообеспечения
- Разработка и старт программы перевода всех бюджетных городских структур (административных и социальных) на смешанное потребление электроэнергии (от энергии Солнца и традиционного электричества) за счет установки солнечных коллекторов и обогревателей и систем переключения

  
В 2014 ГОДУ

- Обеспечение роста ВВП столицы (за счет развития малого и среднего бизнеса) на 30% к показателю 2011-2012 года;

- Увеличение числа новых рабочих мест на 5000 единиц

- Рост среднего дохода жителя до уровня 300 долл. США в месяц

- Реализация Программы использования солнечной энергии и тепла в частном секторе – до 20% домов и учреждений столицы (за счет льгот на остальные коммунальные услуги)

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

В 2012 ГОДУ

- Создание ТСЖ в 10% домов столицы;
- Создание товариществ собственников жилья как минимум в 10% жилых домов при поддержке местных хукуматов путем расформирования домуправлений и создание условий для оперативного оформления нового ТСЖ;
- Осуществление выборов руководства ТСЖ на прозрачной демократичной основе при участии представителей хукуматов районов, коммунальных служб столицы, а также правозащитных структур и Общества потребителей;
- Передача содержания домов от домуправлений к ТСЖ, совместная разработка руководства ТСЖ и представителей Правительства Душанбе (или Центра развития) перспективных программ развития ТСЖ и инфраструктуры домов.

- Создание пилотного проекта по передаче прав вывоза и утилизации мусора в одном из районов столицы частной компании;
- Создание в районе Сомони или Шохмансур пилотного проекта по сепаратному сбору мусора (по три мусорных бака в домах для органического и неорганического мусора);
- Привлечение инвесторов (посредством налоговых и иных льгот) для создания на окраине Душанбе мини-фабрики по вторичной переработке в биотопливо, целлюлозу и пластик;
- Реклама цивилизованного подхода к сбору мусора в столице и усилении ответственности за выброс мусора в неположенных местах.

- Реализация 10 социальных проектов в рамках «Социальной ответственности» крупных столичных компаний;

- Создание Единого информационного центра коммунального обслуживания с постоянно действующим call-center;
- Создание службы горячей линии по ликвидации аварий коммунального характера, замены и ремонта по сниженным ценам (частичное финансирование из бюджета и частных домовладельцев 50/50) – до 10-15 бригад коммунальных специальностей (электрики, сантехники, газовщики, спасатели и прочие);
- Создание единой многоканальной линии «911» или аналогичный номер
     
- Покрытие 20% территории города зелеными газонами в рамках программы «Тотальные газоны»;
- Создание специального питомника по выращиванию зеленых газонов рулонного типа из числа вечно зеленой травы «канадских» и иных сортов;
- Создание специальной мобильной службы по высадке газонов и декоративных цветов;
- Покрытие территории протокольных трасс и крупных проспектов, общественных скверов и парков газонными рулонами или посев газонов, их выравнивание, а также цветы в горшках и кадках. 

- Создание пилотного тематического мини-сквера – «Индийская роща» или «Сад бонсай»
- См. пункт «Сотрудничество с городами-побратимами».

- Подписание «Кодекса транспортного этикета» участниками пассажирских перевозок;
- Разработка и подписание «Кодекса транспортного этикета» всеми предприятиями автотранспортных перевозок в столице;
- Выработка механизма контроля соблюдения кодекса
- Создание 5-6 бригад общественных помощников по контролю за соблюдением частоты движения и правил перевозки со стороны общественного транспорта;

- Снижение числа рейдов и постов ГАИ на 30%, увеличение рейдов транспортной инспекции на 30%;

- Создание независимого автоматизированного платного въезда и стоянки в МАД «Душанбе»;

- Установка социальной рекламы (о сохранении чистоты столицы, о вежливом отношении к окружающим, о безопасной езде и т.п.) в 50 точках (остановки и многолюдные места);

- Открытие первой современной детской библиотеки;
- Выделение места под создание первой современной детской библиотеки – Интернет-ресурсного центра;
- Приобретение современной энциклопедической и художественной литературы  на таджикском, русском  английском языках, а также их приобретение в дар от донорских структур и дружественных правительств.

- Реставрация всех городских дорог «заплаточным методом»;
- Создание группы постоянного мониторинга состояния внутренних столичных дорог, мониторинг дорог и составление специальной карты «плохих дорог»;
- Проведение совместно с подрядными строительными организациями ремонта дорог по принципу «заплаток» с последующим контролем их состояния;
- Внедрения принципа первоочередности ремонта дорог при наличии желания организаций или частых домов на 50% поддержать такое строительство.

- Развитие велотранспорта на дорогах столицы
- Создание специальных мест для передвижения велосипедного траснпорта по улицам столицы (проведение специальной маркировки для зон безопасного движения по основным трассам);
-  Создание Единой сети пунктов велопроката в Душанбе (5-6 пунктов по 10 велосипедов);
- Создание 10 мест парковки велосипедов и скутеров в Душанбе (окраины и центр).

- Проведение комплексного мониторинга здоровья учащихся средних школ столицы.
- Проведение единоразового комплексного медицинского обследования учащихся средних школ (бригады врачей по 10 специалистов) за счет работников городских поликлиник и больниц.
- Направление больных детей в медицинские учреждения или лечение амбулаторно с их контрольным диагностикой.

В 2013 ГОДУ

- Доведение численности ТСЖ в 30% домов столицы;

- Реализация 20 социальных проектов в рамках «социальной ответственности» крупных столичных компаний;

- Открытие 4 новых детских библиотек (во всех районах города);

- Создание службы экстренного социально-коммунального реагирования;
- Создание спецподразделения по обеспечению массового коммунального сервиса в случае крупных аварий в жилых районах (из числа существующих коммунальных служб, волонтеров или частных компаний);
- Снабжение спецподразделения необходимым оборудованием, транспортом (водовозы, передвижные дизельные энергогенераторы, балоны с сжиженным газом, гидрорукав  т.п.).

- Автоматизация контроля за дорожным движением в Душанбе, снятие большинства постов ГАИ;
- Монтаж системы видеонаблюдения и регистрации нарушений в гроде Душанбе;
- Сокращение числа постов ГАИ до минимума, организация дорожного (мобильного) патруля ГАИ.

- Замена 50% лифтов в высотных старых домах на новые за счет бюджета, грантов и частичного финансирования со стороны жильцов;

- Создание альтернативной службы контроля работы пассажирского транспорта;

- Установка 100 точек с наглядной агитацией социальной и политической направленности;

-  Внедрение общественной информационной программы по энергосберегающим технологиям (теле-радиопередачи, публикации в прессе, наружная реклама, брошюры);

- Внедрение школьной программы по здоровому образу жизни;
- Создание программы воспитания здорового образа жизни среди учащихся через видео-презентации на уроках и специализированные уроки;
- Восстановление спортивных залов и спортивных площадок в школах и ВУЗах;
- Активизация школьных и студенческих спартакиад.

- Запуск сайта Таджикской энциклопедии знаний и обучающих игр для детей;
- Создание и продвижение национального образовательного и игрового портала для детей и юношества на государственном языке с широким спектром информации – от энциклопедических знаний до простейших и сетевых игр;
- Создание на базе сайта детского почтового портала и социальной сети.
- Открытие онлайн-представительств столичных школ на данном портале

- Проведение 2 раза в год комплексного мониторинга здоровья учащихся средних школ столицы

- Проведение один раз в год комплексного мониторинга здоровья сотрудников бюджетных организаций;

- Содействие созданию первой альтернативной частной системы «Скорой медицинской помощи» в сотрудничестве с Городской больницей скорой помощи и другими больницами;

- Открытие сети велопрокатов на 1000 велосипедов в Душанбе;

- Создание цеха по производству велосипедов
- Содействие организации частного производства велосипедов разных моделей и размеров на основе штамповки велосипедных рам и руля из местного сырья (алюминия) и вторичного переработке металлолома.

В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

В 2012 ГОДУ

- Содействие создания первого частного коммерческого театра
- Поддержка (в виде предоставления помещения, земли или налоговых  иных льгот) частной компании по созданию Первого частного коммерческого театра;
- Содействие театру в привлечении на основе гастролей театральных трупп из других стран (возможно по линии городов-побратимов).

- Открытие двух новых концертных мини-залов;
- Создание или содействие в создании двух новых мини-залов для проведения концертов и иных массовых зрелищных мероприятий, оснащенных современным концертным оборудованием и спецэффектами.

- Организация конкурса непрофессионального театрального искусства среди городских организаций и компаний;
- Организация столичного конкурса непрофессионального театрального искусства среди городских организаций и компаний (по типу «Парасту») на таджикском и русском языках;
- Создание системы поощрения организаций и компаний по созданию и поддержанию любительских и полупрофессиональных театральных групп в своем составе;

- Организация конкурса веселых и находчивых  - КВН среди городских организаций и компаний;
- Организация столичного конкурса КВН среди городских организаций и компаний на таджикском и русском языках;
- Создание системы поощрения организаций и компаний, а также  ВУЗов по созданию и поддержанию любительских групп КВН в своем составе;

- Проведение столичного любительского конкурса короткометражного документального кино (до 5 минут) на социальные темы;

- Запуск музыкального столичного ТВ на базе ТВ «Пойтахт» (за счет его реорганизации или партнерства с частным ТРК «Ватан») или содействие открытию нового частного МУЗ-ТВ;

- Создание или расширение пилотных центров детско-юношеского творчества в 4 районах столицы;
- Создание в каждом районе столицы на базе городских структур, учебных заведений или в новых объектах центров детско-юношеского творчества (с бесплатным преподаванием языков, художественных искусств, музыки, танцев, спортивных секций, ораторских клубов)

- Восстановление и  реконструкция спортивных залов и спортивных площадок в 50% школ столицы;

- Открытие пилотных платных детских игровых центров на открытом воздухе
- Открытие 4 пилотных платных детских игровых центров (мини-аттракционы, горки, качели, надувные батуты и т.п.) на открытом воздухе в микрорайонах и махаллях с входной стоимостью всего 1 сомони за безлимитное посещение;

- Создание и реализация программы культурного воспитания «Насихат»
- Организация внешкольного часа (один раз в неделю) по передаче жизненного опыта, истории, традиций таджикского народа от поколения поколениям в школах (через встречи ветеранов войны и труда, авторитетных личностей, известных ученых и бизнесменов с учащимися, обмен мнениями и вопросы-ответы);
- Организация трансляции телеверсии программы «Насихат» (поочередно из разных школ) по гостелеканалам.

- Организация столичного фестиваля профессионального скульптурного искусства и городского дизайна;
- Организация фестиваля скульптур и дизайна с последующей выставкой на открытом воздухе в столице;
- Предоставление всех необходимых расходных материалов участникам, предоставление ценных денежно-вещевых призов;
- Установка наиболее удачных скульптур и работ на улицах и в скверах столицы.

- Создание Программы поддержки организаторов галерей прикладного искусства, торговых точек по продаже картин, сувениров, изделий ручной работы, поддержка народного творчества;

- Создание «Аллеи Славы» (закладка именных «звезд» в тротуар по типу Голливуда);

- Открытие постоянно действующего Дома современной мировой и таджикской моды;

- Содействие открытию Центра национальных культур
- Выделение территории для строительства «Центра национальных культур» (совместно с национальными общинами) или выделение помещения под его создание;
- Организация национальных сегментов в Центре, периодическое проведение различных культурных мероприятий национальными общинами;
- Организация классов обучения национальным языкам и традициям нацменьшинств Таджикистана в рамках данного Центра

- Проведение благотворительного аукциона гала-вечера под эгидой Правительства Душанбе в Фонд поддержки детских домов столицы;

- Проведение массового Flash-Mob акции в столице под эгидой Правительства Города для попадания Душанбе в Книгу рекордов Гиннеса (в туристических целях);

- Создание скульптуры-символа города Душанбе с мини-фонтанчиком (наподобие «писающего мальчика» в Брюсселе)
- Проведение конкурса на лучшую медную скульптуру в качестве веселого символа города Душанбе (предположительно «Ходжа Насреддин на осле» или «Чайник и пиала»), который можно было бы одевать в национальные одежды в государственные праздники Таджикистана и других стран или украшать иным образом;
- Включение данной скульптурной композиции в список обязательной программы посещений официальными делегациями и туристическими группами, создание «легенды».

В 2013 ГОДУ

- Создание студий театрального искусства при школах и ВУЗах города;
- Проведение II-го Открытого душанбинского фестиваля короткометражных социальных и рекламных роликов (до 5 минут) для всей страны;
- Открытие дополнительно двух мини-залов для проведения концертов и иных выступлений исполнителей;
-  Открытие 20 мини-центров детско-юношеского творчества;
- Открытие в 30% школ Душанбе «летних лагерей» для детей 7-11 лет с оргниазцией досуга, спорта, игр и образовательных программ и походов в горы;
- Полное восстановление и реконструкция спортивных залов и спортивных площадок в школах столицы;
- Открытие 20 платных и бесплатных детских игровых центров на открытом воздухе;
- Создание специализированной школы-интерната по подготовке юных и молодых борцов на 50-60 мест;
- Проведение в Душанбе 1-го Республиканского фестиваля профессионального скульптурного искусства и городского дизайна;
- Организация II-го городского конкурса непрофессионального театрального искусства среди городских организаций и компаний;
- Организация I-го фестиваля народного творчества национальностей, проживающих в столице;
- Организация столичного телефестиваля детского творчества;
- Создание и реализация Программы поддержки открытия частных мини-театров;
- Продолжение программы льгот для организаторов галерей прикладного искусства, торговых точек по продаже картин, сувениров, изделий ручной работы, поддержка народного творчества;
- Генеральная реконструкция или перенос Зоопарка, увеличение площади клеток для зверей, внедрение новой системы финансовой деятельности парка;
- Создание туристическо-экскурсионного парка «Пять континентов» с тематической фауной и архитектурой, павильонами, национальной кухней и т.п.;
- Создание большого искусственного Аквапарка на окраинах Душанбе;
- Обеспечение в летний сезон условно-бесплатного общественного транспорта курсирующего по непрерывному маршруту от столицы до зон отдыха - Варзоб, Ромит, Каратаг и Нурек;
- Активизация мероприятий и шоу в Цирке;
- Создание Фонда финансовой поддержки одаренных детей столицы – стипендии по 100-200 долларов в месяц на 100-200 человек;
- Создание Музея истории Душанбе;
- Проведение телемарафона для сбора средств на обновление оборудования для больниц города;
- Объявление Дня столиц и проведение в эти дни Праздника Столицы.

К 2014 ГОДУ
- Создание школы-интерната по подготовке юных и молодых футболистов на 50-60 мест;
- Поддержка создания 5-6 мини-кинотеатров в микрорайонах и махаллях;
- Проведение I-го Международного фестиваля профессионального скульптурного искусства и городского дизайна в Душанбе;
- Организация III-го городского конкурса непрофессионального театрального искусства среди городских организаций и компаний;
- Организация III-го городского конкурса КВН;
- Проведение II-го фестиваля народного творчества национальностей, проживающих в столице;
- Организация II-го столичного телефестиваля детского творчества;
 - Проведение очередного благотворительного аукциона под эгидой Правительства Душанбе;
- Проведение Дня волонтера и других дат.

(с) 2011-2012. Центр политического анализа "Контент" (г. Душанбе)

1 комментарий:

  1. Анонимный24 мая 2012 г., 15:08

    Особое внимание обратить на архитектурный облик столицы, а также усилить работу и пропаганду с целью ПОНИМАНИЯ городской культуры быта, одежды и поведения "новоприбывших" жителей из сельской местности. Ведь с ними не работают вообще. Поэтому нужно избрать какую-то форму ведения с такой категорией населения "воспитательной" работы. В школах надо запустить курс "городская жизнь и быт". Надо обязательно восстановить и усиленно финансировать городское ЖКХ.
    Теперь, немного пофантазирую. В Душанбе я бы запустил трамвай (в том числе скоростной) и начал бы строить метро неглубокого залегания ( по примеру Токийского метро). Реку Душанбинку очистил, искусственно повысил бы уровень воды и запустил бы речные "трамвайчики" (ну, для начала, для обслуживания туристов). Особенное внимание зданиям по периметру Душанбинки! Моя мечта - красивая душанбинская телебашня (по примеру берлинской или Торонто), которую можно лицезреть с любой точки города. Нынешний аэропорт убрал из черты города - перенёс бы в район Гиссара. Новый аэропорт должен быть суперсовременным (символ города). Построил бы второй ж-д вокзал для внутренних сообщений. От него бы отходили электрички в близлежащие районы страны. Присоединил бы к Душанбе города Вахдат, Гиссарский и бывший Ленинский районы. Вот, пока так! Хорошо по-мечтать!

    ОтветитьУдалить